Выпускники — абитуриентам!

Мы решили задать нашим выпускникам, вопросы, интересующие абитуриентов программ Центра Развития технологий Росатома.

Александр Цыбанёв, SCK CEN
Ольга Чертовских, ФГБУН «ИБРАЭ РАН»
Надежда Кирияк, АО Прорыв
Сергей Рыжов, НИЯУ МИФИ
Михаил Шленский, НИЦ "Курчатовский институт"
Алексей Шинкарев, НИЦ "Курчатовский Интститут"

Все выпускники, которые сейчас поделятся своим опытом обучения у нас, поступили к нам из других ВУЗов. Это бакалавриаты МЭИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, ИРНИТУ, СПбПУ, МИИТ и ТПУ.

– Что изучали в магистратуре? Широкий спектр дисциплин? К чему готовиться поступающему?

– Магистратура по профилю Ядерные энерготехнологии нового поколения включала в себя дисциплины, касающиеся разных аспектов технологий замкнутого ядерного топливного цикла, внедрение которого позволит частично решить существующие проблемы ядерной энергетики. Да, звучит сложно и как в рекламной брошюре, но это действительно так. От радиохимии ядерного топлива и переработки отходов до аспектов ЗЯТЦ. На мой взгляд, цель такого широкого спектра была в том, чтобы заложить в нас понимание ЗЯТЦ как единого целого и дать возможность выбрать научную/инженерную стезю более осознано под конец магистратуры. И многим из нас это удалось!

Александр Цыбанев

– Основной упор на ядерную физику и компьютерное моделирование в атомной отрасли. Так как я еще в бакалавриате МГТУ им. Баумана решила связать свою жизнь с Атомной отраслью, для того чтобы подкорректировать карьерную траекторию после получения степени бакалавра, выбрала магистратуру, идеально подходящую для этих целей. Сегодня, как специалист, работающий в проекте ПРОРЫВ, могу сказать, что все предметы из учебной программы пригодились!

Надежда Кирияк

– В магистратуре МИФИ изучались как специализированные дисциплины, так и более общие, как специальная математика, статистика, ядерная физика и другие, в том числе и ряд гуманитарных наук. Было большим плюсом иметь курсы по выбору, где каждый выбирает предмет для общего развития и в соответствии со своими интересами. Также меня приятно удивило, что были «полезные для жизни» курсы — защита интеллектуальной собственности и менеджмент, который со своей ориентированностью на отраслевые проекты, оказался гораздо полезнее, чем менеджмент, преподающийся в других вузах.

К своему удивлению скажу, что всё было в какой-то степени нужным, т.к. для студентов обычно так не бывает :). Но выделить хочу открытые научные семинары кафедры 89. Приглашались специалисты высокого уровня и обсуждались полезные темы. Было очень приятно слушать то, что действительно происходит в отрасли на данный момент. Я находилась в недельном трепетном ожидании семинаров. Высокая оценка данному типу занятий подкреплена также постоянными дискуссиями, научными спорами между специалистами, это было очень интересно послушать. В некотором похожем виде проходили занятия по нейтронике БР и ЗяТЦ, которые содержали большое количество выступлений студентов и обсуждения этих тем всей группой вместе с преподавателем. Такие отличные преподаватели как, например, Хомяков Юрий Сергеевич, готовили нас к дискуссиям со специалистами в будущем, к выступлениям и грамотной аргументации с отстаиванием своих позиций.

Ольга Чертовских

– Изучали всё, связанное с технологиями замкнутого ядерного топливного цикла. Изучались ядерная физика, спец. главы высшей математики, основы ядерной безопасности и нераспространения, нейтронная физика, особенности конструкции и физики ядерных реакторов, организация ядерного топливного цикла, радиохимия и обращение с ОЯТ и РАО, вопросы экологии ЗЯТЦ.

Можно сказать, все необходимы предметы в курсе присутствуют. Особенно стоит готовиться к радиохимии, как к одному из самых сложных курсов. Изучение языка Python, к сожалению, было всего 1 семестр, но сейчас этот курс более сбалансирован.

Как самые интересные и полезные предметы, отметил бы нейтронику активных зон быстрых реакторов и принципы ЗЯТЦ. Оба дают системный взгляд на ядерный топливный цикл, дают понимание процессов, лежащих в основе ядерной энергетики. Ещё неплохой курс по обращению с РАО.

Михаил Шленский

– Изучали всё, связанное с технологиями замкнутого ядерного топливного цикла. Как особенно важный предмет отмечу «научные основы ядерной энергетики». Благодаря ему, точно могу сказать, что замыкание ядерного топливного цикла будет развиваться, и, в особенности, в направлении развития реакторов на быстрых нейтронах. И это при всей неопределенности перспектив ядерной энергетики прошлого поколения, предшествующего проекту ПРОРЫВ.

Сергей Рыжов

–В основном у нас были предметы напрямую связанные со специальностью. Но были дисциплины и для общего развития. Например, английский, методология научного познания.

 

Алексей Шинкарев

– Почему НИЯУ МИФИ?

– Выбрал потому, что собирался заниматься вопросами нейтроники и применения термоядерного источника нейтронов для задач ядерной энергетики, из которых построение ЗЯТЦ — наиболее значимая. А еще наличие военной кафедры!

Михаил Шленский

– Я бы сказал, что мой выбор пал на МИФИ по стратегическим соображениям: Москва — столица, насыщенная исследовательскими институтами, которые занимаются развитием разных направлений ядерной промышленности. В первую очередь мне хотелось приобщиться к этому кругу. Я надеялся, что в ходе научной работы я приобрету практический опыт поверх мощной теоретической и личностной базы, заложенной в Томском Политехническом. Во вторую очередь, МИФИ — ядро ядерной энергетики в России. Это неоспоримо означает высокий уровень экспертизы преподавателей, что не может не привлекать людей, нацеленных на профессиональное развитие.

Александр Цыбанев

– После окончания бакалавриата студенты начинают задаваться вопросом «что дальше?». Для меня объем знаний, полученный в бакалавриате был недостаточным, поэтому необходимо было выбрать место для дальнейшего обучения. НИЯУ «МИФИ» рассматривался в приоритете, как один из сильнейших технических вузов. Также, ни для кого не секрет, что МИФИ «на слуху» у студентов атомной отрасли и специалистов, т.к. обладает огромной научно-технической базой и большим количеством талантливых специалистов.

Ольга Чертовских

– Первый и главный в области ядерной энергетики ВУЗ России. А еще просто отличнейшее общежитие!

Сергей Рыжов

– После окончания бакалавриата не рассматривал ни одного места помимо МИФИ. Возможно, он у меня в крови 🙂 У меня оба родителя его заканчивали. В действительности у меня была цель переквалифицироваться в инженера-физика, освоить физику ядерных реакторов и в будущем заниматься проблемами ядерной энергетики. МИФИ — профильный вуз для таких целей. Поэтому это был лучшим вариантом. Спустя два года учебы я не поменял своего мнения. Мне кажется, что МИФИ и наша 89 девятая кафедра, в частности, это собрание поистине идейных и талантливых людей. Это очень вдохновляет.

 

Алексей Шинкарев

Как справиться со специализированными курсами по ядерной физике и химии без базового образования МИФИ? Преподаватели, многие из которых работают в отрасли, помогают мотивироваться?

– Ядерная физика была по силам, здесь проблем не было. Но химия мой старый враг, от которого я открещивался со школьной скамьи. И, как это часто бывает, жизнь повернула в химическую сторону. Стоит отдать должное радиохимии в РХТУ. Это было очень важно и полезно. После изучение комплекса дисциплин в РХТУ, я стал мыслить шире — до этого я был слишком сфокусирован на нейтронной физике. За это отдельное спасибо стоит сказать преподавателям РХТУ. В особенности Екатерине Александровне Тюпиной, которая помогала именно понять, а не просто выучить предмет. В целом учиться было и сложно и порой неприятно, но полезно. Это невозможно отрицать. Очень часто казалось, что бакалавриат расширили ещё на два года — нагрузка была ощутима. И благодаря этой нагрузке удалось приобрести личностные качества, которые помогают до сих пор. Такая мультидисциплинарность и определила мою дальнейшую карьеру: сегодня я PhD исследователь работающий над совместным проектом между университетом KU Leuven и исследовательским центром SCK CEN. Бакалавриат подготавливал меня вести расчёты ядерного реактора, но, благодаря навыкам, полученным в магистратуре, взамен я совершенствую технологию свинцово-висмутового теплоносителя! И как раз в направлении развития энерготехнологий нового поколения — проекта MYRRHA, гибридной системы, сочетающей линейный ускоритель и подкритичный ядерный реактор.

Александр Цыбанев

– Это не так уж сложно, когда такое разнообразие интересных предметов, на базах различных НИИ: ИБРАЭ РАН, ИПМ РАН. В этих институтах преподавались курсы от специалистов различных областей, что еще больше повысило шансы наших студентов в грядущем конкурировании с другими специалистами. Занятия в ИБРАЭ РАН позволили мне определиться с областью моей научной деятельности. Спасибо специалистам ИБРАЭ РАН, которые помогли усвоить хорошую базу для дальнейших исследований.

Почти все (возможно даже все!) преподаватели являются действующим (и достаточно известными) специалистами из отрасли. Вместе с преподавателями очень часто наука обсуждалась в режиме «реального времени», внедряемые сегодня технологические решения, что было очень полезно для начинающих специалистов и является большим преимуществом, т.к. обычно в университетах на подобной специальности изучается какая-то базовая физика, теория реакторов, конструкция РУ из советских учебников и на этом все.

Ольга Чертовских

– Никаких проблем, когда мотивирован и уверен в своём выборе! Основные мировые перспективы в энергетике связаны с переходом на ядерные реакторы на быстрых нейтронах. С учётом отсутствия работоспособных прототипов термоядерных реакторов, ближайшие 50-100 лет крупномасштабная бесперебойная безуглеродная энергетика будет базироваться именно на ядерной энергетике, что делает профессию актуальной и востребованной. А у нас преподавали лучшие представители своих направлений атомной отрасли, представители различных научных ядерных организаций!

Сергей Рыжов

– После технической бакалаврской подготовки все предметы вполне подъёмны. Преподаватели — профессионалы и в своём деле. А ещё они профессионалы в отрасли!

Надежда Кирияк

– На мой взгляд все было подъемно. Интересней же всего было присутствовать на лекциях Вячеслава Александровича Першукова, руководителя проектного направления «Прорыв» и заведующего нашей 89 кафедрой. Также очень интересная дисциплина на мой взгляд: «Экономика замкнутого ядерного топливного цикла», которую нам читал начальник отдела в Курчатовском Институте, Станислав Анатольевич Субботин. Сегодня я работаю инженером-исследователем в Лаборатории Жидкосолевых Реакторов Курчатовского Института
поэтому отмечу, что для меня крайне полезны оказались следующие дисциплины: «Нейтроника активных зон быстрых реакторов» и «Теория переноса нейтронов».

 

Алексей Шинкарев

– Какой должен быть ядерщик сегодня?

– Идущий в ногу со временем и развитием технологий! Нам нужно искать возможность выходы на новые рынки и за пределы чисто атомных дел. Продукты в нашей отрасли могут быть полезны и в других сферах.

Надежда Кирияк

– Способным к непрерывному обучению, а также должен быть готовым к переменам постоянно меняющегося мира. На физиках(и химиках)-ядерщиках сегодня лежит большая ответственность, так как на данный момент ядерная энергетика с замкнутым циклом — это единственный шанс человечества на экологическое будущее.

Алексей Шинкарев

– Продвинутым в использовании современных программных и технологических средств. В ядерной отрасли сегодня активно обновляются программные средства, в тестировании которых многие выпускники принимают участие.

Сергей Рыжов

– Что посоветуешь абитуриентам?

– Поступать 🙂

Студенческая жизнь сама по себе прекрасна, хорошо ее проводить в достойном ВУЗе, полном талантливых и интересных людей.

Надежда Кирияк

– Поступающим посоветую брать все возможное от преподавателей здесь и сейчас, потому что именно сейчас есть возможность получить эту бесценную частичку опыта от специалистов, преподающих на кафедре. Ну и не забывать что Вы делаете и ради чего, успехов!

Ольга Чертовских

– Проявлять больше инициативы в том, что касается научной работы и самостоятельной работы над материалами курса. Не стесняйтесь сами выносить предложения по научной работе, не ожидая, что принесут на блюдечке.

Михаил Шленский

– Проявлять заинтересованность в одной или нескольких областях, которые стоит изучить подробнее, чем в рамках учебной программы. Это поможет, как в написании научных статей и квалификационной работы, так и в формировании своей яркой научной индивидуальности 🙂

Сергей Рыжов